Осмысленное развитие великого начала
(великое диалектическое начало - философия Гегеля, и его осмысленное развитие).
- 11.10.10 г. -
Почему до начала XXI в. никто не додумался до того, что надо сделать так, как указал Гегель в своих трудах («Философия духа» и «Феноменология духа») – развить его философию? Почему не помышляли о развитии философии Гегеля, а лишь восхищались ею, или критиковали, или искажали? Наверное, многие, особенно в СССР, думали, что они умнее Гегеля, свысока причисляли его к объективным идеалистам, критиковали его философию и т.д. Но, скорее всего, эти люди просто не знали философию Гегеля и исказили ее до неузнаваемости (в т.ч. называя философию Гегеля идеализмом). Это, впрочем, известно: «…для большинства представителей профессионального философского корпуса фигура Гегеля вообще является персоной non-grata. И это объяснимо. Постоянное присутствие в сфере их компетенции грандиозной философской системы, доступ к которой всегда открыт, но которая, тем не менее, продолжает оставаться для них чем-то вроде terra incognito (неизведанный остров. – ПРИМ.), не может не порождать у них творческого дискомфорта, которое трансформируется в чувство трудно скрываемой, а многими и не скрываемой, неприязни» [Труфанов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учеб. пособ. – Самара, 1999. С. 7–8]...
Однако то, что кто-то не знал и не знает философии Гегеля, ровным счетом ничего не меняет.
Она - признанная вершина философского познания.
И не только.
Даже по словам Ф. Энгельса – материалиста и отъявленного критика гегелевской философии – она «…имела огромное влияние на духовное развитие нации» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. С. 281]. Мало о каком учении такое можно сказать.
Более конкретно написал Дж.Х. Стирлинг еще в XIX в.: разве не «…Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией, которую она быстро развивает в настоящее время? Разве не суровый Гегель находится в центре организации, которая, посовещавшись с невидимым мозгом, наносит молниеносный удар своей тяжелой рукой? И если речь заходит о ценности этой организации, то для многих она станет более ощутимой, если я укажу, что в то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!» (цит. по [Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. – Т. 2. С. 43–44]).
Можно сделать вывод, например, о том, что если конкретная страна хочет развить свою экономику, то можно воспользоваться философией Гегеля. Можно. Но этому будут мешать противники процветания конкретной страны.
И было отвлечено внимание от грандиозного философского наследия, которое позволяет решать любые проблемы – видимо, их развитие кому-то выгодно. Например, И. Ильин писал, что Гегеля уже в начале XX в. и даже в Германии мало изучали и плохо знали [Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – М., 2002. – Т. 1. С. 10]. И что стало с Германией?..
Более того, утверждение об использовании философии Гегеля, являясь несомненным, все же само требует серьезного осмысления: то, что философия Гегеля может оказать влияние на развитие любой нации, любой страны – несомненно.
Но, во-первых, нужно ли конкретной стране влияние философии евроцентристского образа?
Во-вторых, следует учитывать национальные приоритеты этой философии. О своей философии Гегель четко написал, что лишь «…когда немецкий народ спас свою национальность, основу всякой живой жизни, наступила пора, когда наряду с областью действительного мира, может самостоятельно расцвести в государстве также и свободное царство мысли» [Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л. Т. 1. С. 12]. И не «гарантированный средний доход 8,33%», а «восстановить и спасти политическую целостность народной жизни и государства» - вот что Гегель считал главным, правда, за счет объявленного … «превосходства немцев в разработке философии», например, «…у других народов… самый предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление» [Там же. Т. 1. С. 14]. Вряд ли Гегелю было интересно укрепление и развитие других стран. Гегель - истинный сын своего народа, поэтому он великий философ. А вот для развития другой конкретной страны нужна не философия Гегеля, а диалектическая философия, которую и нужно воссоздавать.
В-третьих, при этом не следует думать, что философию Гегеля можно перебороть, приспособить «под себя». Это не так. Философия Гегеля слишком мощна в силу до сих пор не вскрытых в науках причин и порой даже угнетает, а многие ее просто боятся (из-за этого порочат).
Поэтому одним из выводов является то, что необходимо было не просто понять и развить философию Гегеля, а реконструировать саму диалектическую философию и заставить работать ее знания на процветание своей страны. Впрочем, все ее области познания и науки также необходимо было реконструировать, часть из них (например, логику современности, историю цивилизации и др.) необходимо было создать.
Из знаний философии Гегеля рождается полноценное знание диалектической философии. «В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой» [Там же. Т. 4. С. 433–434].
В процессе указанного самим Гегелем воспроизведения его философии был понят процесс утверждения и развития умозаключения о духе, в котором наука идеи проявляется как объективное познание, предпосылкой которого являются всеобщность и внеположенность в качестве процессов для себя объективно сущей идеи.
При этом были раскрыты смыслы диалектики, которые были заложены в Энциклопедии философских наук.
(Смыслы диалектики и Энциклопедии как сверхчувственные образы не могли и не могут быть поняты материалистами, атеистами, оккультистами и многими др., которые поэтому не причастны к знаниям и, в частности, неверно позиционируют Энциклопедию и ее знания, вплоть до совершенно неверного восприятия ее в качестве системы философии Гегеля; из-за неправильного в существе своем понимания Энциклопедии было порождено много искажений философии Гегеля…)
Теперь – Вторая Энциклопедия философских наук.
Не только понято осознание себя идеей, но и раскрыт смысл развития идеи.
При этом достигнутая в философии Гегеля «чистая истина как последний результат становится также и началом некоторой другой сферы и науки.» [Там же. Т. 6. С. 319]. Другая сфера – современная диалектическая философия, и в ней наука идеи – то самое сохраненное знание, которое теперь раскрывается в системе наук диалектической философии.
(Интересно, что если к Энциклопедии комплиментарными являются общественные науки (право, эстетика…), то ко Второй Энциклопедии – естественные науки).
А вот науки даже сейчас отстают от знаний философии Гегеля: они до сих пор не догнали ее качественно, есть лишь количественные измерения и технические реализации некоторой информации. Более того, науки много не знают и скрывают это. Например, физика не знает даже, что такое электрический заряд. И др. Кстати, в них используются многие гегелевские понятия и знания, например, в СТО Эйнштейна - пространство-время (см. гегелевский труд «Философия природы»): т.е. либо философия Гегеля материалистична, либо физика идеалистична. И т.д.
В науках нет единой картины мира.
В науках потеряны ценностные измерения.
А есть ли развитие общества?..
***
В современной диалектической философии нет любви к учению Гегеля, которой некоторые деятели напоказ хвастаются.
Более того, есть понимание того, что его учение было для Германии.
Но из его философии взято все ценное, ибо знания философии Гегеля непреходящи.
Диалектические знания могут и должны служить одной, отдельно взятой стране!